ФГБНУ НЦПЗ; Аутизм в детстве

Аутизм разновидности

В клинической картине детского аутизма типа синдрома Каннера (эволютивно-процессуального генеза, классического варианта) можно выделить наиболее характерные симптомы, постоянно присутствующие, хотя не все из них нозологически специфичны. Синдром Каннера, рассматриваемый в группе детского аутизма, имеет начало от рождения до 36 мес жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность от реального мира с неспособностью формирования общения, симптомы асинхронного дизонтогенеза с неравномерным созреванием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер жизнедеятельности. Характерны явления протодиакризиса с недостаточным различением одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игру характеризуют косные стереотипы, симптомы тождества, отсутствие подражания, недостаток реакций или повышенная чувствительность на дискомфорт и комфорт. Игра часто протекает с характером патологического влечения. В игре и поведении отсутствует единство, внутренняя логика. Форма общения с родными, матерью — симбиотическая или индифферентная — с ослабленной эмоциональной реакцией на них, вплоть до отказа реагирования с ними. Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов, посторонних лиц сопровождается удалением от них либо хаотической реакцией недовольства и страха с агрессией и самоагрессией.

Во внешнем облике ребенка отмечаются застывшая мимика, взгляд, обращенный в пустоту, внутрь себя, отсутствие реакции «глаза в глаза»; при этом иногда возникает мимолетная фиксация на окружающих лицах, предметах с преимущественным восприятием предметов на периферии.

Моторика угловатая, неритмичная, со стереотипными движениями. В моторной сфере сохраняются ранние атетозоподобные движения в пальцах рук, отталкивание от опоры стопами, что ведет к положению на цыпочках во время ходьбы. Наряду с этими явлениями возможно развитие сложных, тонких моторных актов.

Рецептивная, а также экспрессивная речь развивается слабо. В речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы. Нарушена произносительная сторона звуков, нет интонационного переноса, страдают мелодика речи, ритм, темп. Голос то громкий, то тихий, переходящий в шепот. Произношение звуков самое разное — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает эгоцентрическая, бессвязная речь, наблюдается неспособность к диалогу. Творческая переработка новых фраз недостаточная, ребенок лишен активного стремления к их усвоению, использованию в новых условиях. Постоянно обнаруживаются нарушения синтаксического и грамматического строя речи, интонационная вычурность, лепетная речь наряду с возможностью правильной речи. Тенденция к манерному словотворчеству сохраняется и после первого физиологического кризового периода. Фразы обычно короткие, ассоциации разрыхлены, наблюдаются смещение мыслей, исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм.

Абстрактные формы познания действительности сочетаются с примитивными протопатическими с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях.

Касаясь развития и течения детского аутизма типа Каннера, следует отметить, что при нем с раннего возраста нарушается инстинктивная жизнь, наблюдается сменяющийся мышечный тонус (гипотонический — гипертонический), изменен аппетит, затруднено привыкание к новому виду пищи; на протяжении многих лет у детей выборочный рацион с предпочтением одних и тех же видов пищи. Отмечаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. У одних детей преобладает ареактивность, у других — повышенная чувствительность с беспокойством, беспричинным плачем. В этом раннем возрасте у ряда детей отсутствуют ориентировочные реакции на звуковые и световые раздражители, или они резко извращены, или то присутствуют, то пропадают, что дает повод подозревать глухоту, а иногда и слепоту.

Становление речи протекает также с рядом особенностей. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Дети при этом не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице; наблюдаются скандирование, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, символы, бессмысленное и невнятное повторение контуров слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно не изживаются ранние инфантильные лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. С возрастом некоторые дети способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы без возможности передать смысловое содержание прочитанного. Во всех случаях на протяжении длительного времени наряду с правильным наблюдается невнятное произношение одних и тех же звуков и слов. Постоянно хаотически переслаиваются примитивные и сложные речевые формы, отсутствуют или полностью недоразвиваются обобщающая и коммуникативная функции речи. Такие речевые недостатки в 1/3 случаев преодолеваются к 6—8 годам; в остальной части случаев речь (в особенности экспрессивная) остается недоразвитой.

Игровая деятельность у этих детей резко изменена и в основном сводится к однообразному пересыпанию, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию предметов. Обращает на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети много ползают, ходят, иногда подпрыгивая, крутятся. После 3 лет у многих детей игра протекает с характером сверхценного отношения к необычным предметам в виде интереса к машинкам, железкам, лентам, колесам и другим бытовым объектам. В течение ряда лет игра не усложняется, становясь стереотипной. Иногда она сопровождается уже охарактеризованной невнятной, аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Во взаимоотношениях со сверстниками одни дети активно их избегают, другие — безразличны, третьи — испытывают страх в их присутствии.

Все дети, больные аутизмом, имеют слабую реакцию на родных, хотя находятся в симбиозе с ними и в полной от них зависимости. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом во взаимоотношениях с нею быть неласковыми. При индифферентной форме общения с матерью дети стремятся к уединению, не реагируют на ее уход и отсутствие. Наиболее редко встречается негативистическая форма контактов, при которой дети гонят от себя мать и недоброжелательны к ней. Перечисленные формы общения с матерью могут видоизменяться и сменяться одна другой, и в определенной степени зависят как от адаптационных затруднений, так и от эмоциональной незрелости.

Эмоциональная сфера также неодинакова. Одни дети имеют ровный фон настроения, могут быть веселы в доступных им пределах, что выражается в довольном выражении лица, хорошем соматическом самочувствии, иногда проскальзывающей улыбке, другие — более равнодушны, однако и они не обнаруживают недовольства, если обеспечены их основные жизненные физиологические потребности. Любая попытка изменить привычный жизненный стереотип, повести на прогулку в необычное место, поменять одежду, вид пищи вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. В этом обнаруживаются психическая ригидность, косность этих детей, чрезвычайная чувствительность, аффективная неустойчивость. С годами эти черты подвергаются медленному, частичному смягчению, но полностью эти качества личности никогда не исчезают.

Синдром Каннера приобретает наиболее завершенную форму к 3—5 годам жизни ребенка. В эти годы формируются явные расстройства речи, тонкой моторики, игровой деятельности. Сохраняются специфические для синдрома Каннера неравномерность и хаотичность в основных функциональных системах. Выступают отчетливое интеллектуальное снижение, вычурность, манерность, аутистичность в поведении.

Читайте также:  Дыхательный невроз симптомы, лечение

После 5—6 лет дизонтогенетические проявления при синдроме Каннера частично сглаживаются. Однако подобная компенсация неоднозначна. В 2/3 случаев у этих детей в данном возрастном периоде, а преимущественно и в более раннем, уже возникали неврозо-подобные, аффективные, кататонические и полиморфные расстройства. С годами указанные позитивные психопатологические расстройства нарастали, углублялись, усложнялись, и состояние ребенка утяжелялось. В этих случаях вставал вопрос о правомерности отнесения таких состояний к синдрому Каннера. По нашему мнению, в этих случаях правильнее асинхронный дизонтогенез по типу синдрома Каннера рассматривать как препсихотический этап в развитии психоза. А с периода присоединения к нему выраженных расстройств позитивного круга и выявления прогрессирующего усложнения состояния с нарастанием олигофреноподобного дефекта следует определять как детскую шизофрению. Принятое в международной детской психиатрии [что отражено и в МКБ-10 (1994)] определение данного круга расстройств как синдром Каннера на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта вряд ли целесообразно. Такой подход к верификации рассматриваемого состояния, расстройства ведет к дезинформации, лишает клиницистов знания о течении, прогнозе, необходимой терапии при нем. В отечественной детской психиатрии такие расстройства у детей после 6—7 лет рассматриваются в круге детской шизофрении.

Расстройство типа синдрома Каннера описано под разными названиями: «инфантильный аутизм» [Kanner L., 1943; Rutter M., 1981], «аутистическое расстройство» [АРА, 1987], «инфантильный психоз» [Mahler M., 1952], «ранняя детская шизофрения» [Bender L., 1947, 1958].

Характеристики этих видов аутизма, приведенные как самими авторами, так и позже в ряде международных классификаций болезней, оказались практически близкими. Это и послужило основанием для их введения в подрубрику «детского аутизма (F84.0) » , в рубрику первазивные расстройства развития (F84)», представленные в МКБ-10 (1994).

Анализ верификационных подходов к перечисленным подвидам детского аутизма с клинико-нозологических позиций, принятых в отечественной психиатрии, учет возраста начала, глубины выраженности аутистических расстройств и их сочетанности с возможными позитивными психопатологическими симптомами дали возможность более точного и обоснованного разграничения представленных подвидов детского аутизма.

Завершая описание синдрома Каннера, необходимо остановиться на двух видах аутизма, введенных в рубрику «детского аутизма» в МКБ-10 (1994).

Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Читайте также:  Устойчивость к антибиотикам Почему это важно знать

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Консультация «Аутизм. 2 апреля день аутизма» 2 апреля- Всемирный день распространения информации об аутизме. С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем.

Характеристика на воспитанницу детского сада Характеристика на Машу. К Длительность посещения образовательного учреждения Детский сад девочка посещает с сентября текущего года, в возрасте.

Характеристика на воспитанника детского сада. Характеристика воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Карабашского детского сада общеразвивающего.

Характеристика на воспитанника детского сада Педагогическая характеристика на воспитанника Иванову Алису Федоровну МБДОУ №5 «Солнышко» Ф. И. О. ребенка Иванова Алиса Федоровна Дата.

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.

Консультация для родителей «Знакомство детей с разными видами этикета» Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в обществе при определнных обстоятельствах (какими формулами вежливости.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Синдром раннего детского аутизма. Его особенности Ранний детский аутизм – это психопатический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Наиболее частые типы детского аутизма – формы нарушения развития сознания

Аутизм – это сложное и загадочное нарушения, связанное с нарушениями способности понимать мотивы других людей и участвовать в жизни общества. Нет двух людей с диагнозом аутизма, которые ведут себя абсолютно идентично.

Аутизм, как заболевание, принадлежит к общим нарушениям развития. Как правило, говорится о нарушениях из спектра аутизма, потому что болезнь не является симптоматически единообразной. Какие виды аутизма можно выделить?

Специфика аутизма

В психопатологии принято говорить о шизофреническом аутизме и детском аутизме. Шизофренический аутизм – это один из негативных симптомов шизофрении, основанный на создании пациентом в своем воображении понятного только для него мира.

Аутизм мышления и поведения, как полноценное заболевание, был включен в международную классификацию болезней и проблем со здоровьем МКБ-10 под кодом F84.0.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Кроме дефицита в сфере разума, то есть неспособности децентрации и сочувствия – перспективы принятия другого человека, большинство людей с аутизмом испытывают трудности в освоении речи и избегают контактов с людьми. В самом деле, многие из них никогда не достигает способности использования языка. Быть может, из-за этих трудностей многие аутисты получают диагноз умственная отсталость.

В тяжелых случаях больные дети прибегают к разрушительной автостимуляции, например, ударяются обо что-то головой. Часто появляются двигательные стереотипы, ритуальное поведение, например, кивание в течение длительного времени и стремление к неизменности окружающей среды.

Как правило, врачи и родители начинают подозревать аутизм у ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет, особенно когда у него не развивается речь.

Читайте также:  Смс поддержка любимому в трудную минуту

В последнее время неврология и эпидемиология внесли несколько новых следов в загадку аутизма. Появились некоторые доказательства того, что существует связь между аутизмом и токсичными материалами в окружающей среде.

Наибольшее волнение, однако, вызвало открытие зеркальных нейронов и их возможной связи с аутизмом. Исследования показывают, что дети с аутизмом имеют в мозгу меньшее число зеркальных нейронов, или в этих нервных клетках происходят генетические изменения. Интересно, что зеркальные нейроны отвечают именно за то, что люди с аутизмом не могут, то есть чувствуют намерения других людей.

Расстройства спектра аутизма

По оценкам National Institute of Health, различные формы этого заболевания встречаются примерно у 1 на 500 детей. Хотя новые отчеты указывают на растущую в последние десятилетия распространенность аутизма. Большинство экспертов считают, что аутизм – это расстройство мозга.

В настоящее время нет способа лечения аутизма, однако существуют терапевтические программы, которые могут улучшить социализацию и речь ребенка, но они требуют много труда, усилий, терпения и участия не только психотерапевтов, но и родителей аутистов.

Всё чаще и чаще диагностика аутизма включает всё более широкую клиническую картину расстройств. Специалисты говорят о спектре аутизма. Расстройства спектра аутизма и могут варьироваться в плане этиологии, списка симптомов и их тяжести.

Двое детей с аутизмом могут совершенно по-разному себя вести. Не существует единого набора симптомов, которыми будут характеризоваться дети с аутизмом.

Какие виды аутизма можно выделить

  • Аутизм раннего детства – иначе глубокий аутизм или синдром Каннера. Встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Типичные симптомы – это трудности в сфере общения, проблемы в социальных отношениях, проблемы с интеграцией чувственного опыта, принуждение к постоянству окружающей среды, аутичная изоляция, стереотипные действия, нарушения речи, эхолалия, выдающаяся механическая память, отсутствие реакции на свое имя, не произношение ни одного слова в возрасте 16 месяцев, избегание зрительного контакта.
  • Атипичный аутизм – находится в классификации МКБ-10 под кодом F84.1. Не имеет полномасштабного проявления. Первые признаки болезни появляются позже, чем в случае детского аутизма. Может проявиться в возрасте до 3 лет и даже позже.
  • Синдром Аспергера – находится в МКБ-10 под кодом F84.5, так называемая, мягкая форма аутизма. Основные симптомы синдрома Аспергера, это трудности в социальных навыках, нежелание работать в группе, ограниченная гибкость мышления, навязчивые интересы, трудности в принятии изменений окружающей среды, повседневные трудности в невербальной коммуникации. В отличие от детского аутизма, дети с синдромом Аспергера показывают, скорее, нормальное развитие, нет задержки в развитии речи. Им также легче приспособиться к социальной среде.
  • Нарушение способности невербального обучения. Находится в МКБ-10 под кодом F81.9. Клинической картиной очень напоминает синдром Аспергера. Основные симптомы: повышенная чувствительность органов чувств, отсутствие навыков невербального общения, трудности в области равновесия и графомоторики, отсутствие навыков образного мышления, плохая зрительная память, проблемы в общении со сверстниками, буквальное толкование пословиц и поговорок, стереотипное поведение.
  • Комплексное расстройство развития. Находится под кодом F84.9. Начинается в раннем детстве. Проявляется трудностями в социальных контактах, трудностями в общении, физической слабостью и нерегулярным поведением. Делится на два подвида: синдром Хеллера (потеря социальных навыков, двигательных навыков и языковых) и синдром Ретта (глубокая двигательная инвалидность, ограниченные возможности взаимодействия с окружающей средой, стереотипные движения рук, эмоциональное притупление, атаксия, судороги мышц).
  • Высокофункциональный аутизм. Не является отдельной болезнью, но этот термин применяется в отношении лиц, больных аутизмом, которые достаточно хорошо справляются с жизнью в обществе.
  • Семанто-прагматические нарушения. Проявляются, прежде всего, в виде трудностей в области понимания и производства речи, а также задержки в развитии речи. Больной не в состоянии, например, понять аллюзии, шутки и словесные метафоры, аналогии или скрытый подтекст.
  • Синдром многих сложных нарушений развития (Multiple-complex Developmental Disorder, McDD). Эта болезнь включает в себя множество различных симптомов, в частности, эмоциональные расстройства, нарушения в социальных контактах, трудности в общении, ограниченные модели поведения, расстройства мышления.
  • Гиперлексия – проявляется в виде проблем с пониманием устной речи, трудностями в социализации, повышенной физиологической чувствительности, конкретное мышление в пользу абстрактного.

Как видно, расстройства спектра аутизма симптоматически не однородны. Аутизм требует точной дифференциальной диагностики. Нет двух похожих случаев аутизма.

Каждый ребенок ведет себя индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.

Два типа аутизма

Несмотря на то, что об аутизме сейчас говорится гораздо больше, чем несколько десятков лет назад, большинство людей не имеет особого понятия, что такое аутизм. Сами врачи не до конца способны распознать симптомы аутизма или рано поставить соответствующий диагноз и отправить родителей к специалисту.

Мы не знаем, по-прежнему причин, почему дети рождаются с аутизмом. В ходе исследований было обнаружено, что на самом деле существуют два совершенно различных типа аутизма.

Аутичных детей часто грубо оценивают, как ошибку воспитания родителями. Это очень несправедливо, как для матери или отца, так и для самого ребенка. Ибо часто, вся семья очень много работает над тем, чтобы малыш научился работать в нашем обществе, обеспечивает терапию, но все требует времени. Такие замечания, к сожалению, не помогают. Гораздо лучше было бы продемонстрировать понимание и оказать срочную помощь, как и в случае другого вида инвалидности.

До сих пор с диагнозом «аутизм» указывал на глубокие нарушения с которыми сталкивается ребенок. Это, впрочем, более определенная шкала, чем точная классификация – на одном её конце, есть дети с очень большим нарушениями, требующие помощи на протяжении всей жизни, на втором же высокофункциональные лица, имеющие хорошие шансы на самостоятельность в зрелом возрасте. Место на этой шкале указывает терапевт, тем самым обозначая каким образом проводить терапию и к чему следует стремиться.

Однако, оказывается, что не только глубина нарушений отличает между собой аутичных детей. Профессор Дэвид Амарал из MIND Institute обнаружил существование двух отличающихся друг от друга типов аутизма.

  • В случае типа 1, который имеется только у мальчиков, аутизм имеет регрессионный ход и развивается, как правило, после 18-ого месяца жизни, когда происходит увеличение мозга ребенка.
  • Тип 2, касается нарушений работы иммунной системы, которая у этих детей (мальчиков и девочек) не работает должным образом.

Это открытие очень важно, поскольку показывает, что необходимо разработать различные способы лечения аутизма и проведения терапии в зависимости от того, с каким типом аутизма мы имеем дело. Она дает врачам новые средства диагностики, позволяющие с большой долей вероятности верно определить тип нарушения на раннем этапе жизни ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Уход за пупком — Клиника ISIDA Киев, Украина
Когда заживает пупочная ранка у новорожденных Пупочная ранка полностью обычно заживает к 20 дню жизни ребенка. До этого времени пупочную...
Уничтожение клопов и Дезинфекция постельных клопов СЭС Москвы
Клопы постельные: средства уничтожения, фото клопов. Сотрудниками службы дезинсекции ежедневно уничтожается несколько десятков тысяч клопов. В 90-х годах городские жители...
Уплотнение в груди как отличить доброкачественную шишку от злокачественной
Фиброаденома Фиброаденома – это доброкачественная опухоль молочной железы. Пальпаторно фиброаденома (ФА) определяется как болезненное (жгучая, колющая боль), легко смещаемое объемное...
Уход за сьемными протезами
Как быстро привыкнуть к съемным зубным протезам: полезные советы и рекомендации Многие пациенты сталкиваются с трудностями процесса адаптации к съемному...
Adblock detector