Сложная двигательная реакция 3

Биомеханика двигательных реакций

Наиболее значимым прирост скорости произошел в зоне от среднего внешнего сопротивления до максимального.

Наиболее значимым прирост скорости движений произошел в зоне от минимального внешнего сопротивления до средних величин.

Четвертый вариант. Тренировка с отягощением 60% от максимальной силовой возможности.

Результат тренировки отражен на графике 2 (рис. 00). Произошло увеличение и скорости движений и способности преодолевать большее внешнее сопротивление. Точка пересечения линии графика с осью силы сместилась в сторону увеличения сильна на большее расстояние, чем точка пересечения линии графика с осью скорости.

Если точки пересечения графика до тренировки 1 и 3 спроецировать на график после тренировки, то становится очевидным, что в результате такой тренировки больше выросла скорость движений в зоне максимальных внешних отягощений до средних и меньше в зоне с небольшими внешними отягощениями.

Значит, такой вариант тренировки привел к увеличению скорости движений и к росту силы, но преимущественно силы.

Такой вариант тренировки подходит для скоростно-силовых видов спорта, то есть где для быстрых движений необходимо и скоростное качество мышц и силовое.

Заключение.

Чтобы получить прирост скорости движений за счет тренировки силового качества надо знать какое внешнее сопротивление испытывает спортсмен во время спортивного движения.

Если оно равно 80% его максимальной силы, то тренировка силового качества нужна.

Если оно менее 5% от максимальной силы спортсмена, то тренировка силового качества не даст прироста скорости движения.

Двигательная реакция — это реакция человека движением на какой-либо сигнал.

Двигательные реакции бывают простые и сложные.

Простая двигательная реакцияэто ответ запланированным движением на заранее известный сигнал. Такая двигательная реакция всегда присутствует на старте, при стрельбе по движущейся мишени и т.д.

Сложная двигательная реакция — это двигательный ответ на неизвестный сигнал. А если заранее не известен сигнал, то неизвестно и действие которым надо на него ответить. Значит после появления сигнала надо принимать решение как на него ответить. Такая реакция присутствует во всех спортивных играх, противоборствах, фехтовании и др.

Пока идет время двигательной реакции друг друга сменяют 3 фазы.

1. Сенсорная(чувствительная) — время от появления сигнала до первых признаков электрической активности мышц. Это можно определить по электромиограмме (рис. 00, 1). Во время этой фазы движения еще нет. С ростом спортивного мастерства время этой реакции сокращается. Следовательно, время этой фазы можно сократить путем тренировки.

Для успешности двигательной реакции за время сенсорной фазы необходимо последовательно выполнить:

а) принять решение на необходимое ответное действие;

б) увидеть движущийся объект (мяч, шайбу, противника и т.д.);

в) сопровождать объект движением глаз (это происходит автоматически);

г) выполнить опережающий движение объекта поворот головы примерно туда, куда движется объект и где его можно поймать, отбить или выполнить какое-либо другое необходимое действие согласно принятому решению. Поворот головы происходит рефлекторно, то есть тоже автоматически, но при желании его можно затормозить. Если движение обеъкта было с небольшого расстояния или он двигался с такой скоростью, что времени его движения оказалось недостаточным чтобы выполнить перечисленные действия, то реакция окажется не успешной, то есть, например, летящий мяч вратарем не будет взят или отбит. В этих случаях реакция может быть успешной если спортсмен умеет предугадывать траекторию движения объекта по действиям противника. Это умение называется антиципацией.Расстояние, с которого объект уже не может быть пойман без антиципации, называется «мертвой зоной». У разных спортсменов она разная в зависимости от уровня их подготовленности.

2. Премоторная(передвижением)-это время от появления

электрической активности мышц до начала их сокращения, т.е.до движения (рис.00,2).Значит эта фаза, как и первая, внешне ни как не проявляется. Поэтому общее время этих фаз называется скрытым (латентным)временем двигательной реакции.

3. Моторная(двигательная) — время от начала сокращения мышц, т.е. от начала движения, до его завершения (рис. 00, 3). Например, движение вратаря в сторону мяча и захват его или отбивание.

Быстрота двигательной реакции оказывает существенное влияние на спортивный результат. Поэтому время двигательной реакции надо сокращать путем тренировки.

Примеры вариантов тренировки скорости двигательной реакции

Вариант1. Если спортсмен тренируется в скоростных упражнениях, то это дает прирост скоростного качества и сокращает время простой двигательной реакции.

Вариант 2. Если спортсмен тренирует непосредственно быстроту реакции, обращая внимание на ожидание сигнала и зная какое ему предстоит действие в ответ на сигнал, то время простой двигательной реакции сокращается, а скоростное качество не изменяется.

Читайте также:  Ребенок икает в животе, почему - Будущим Мамам - Каталог статей

Вариант3. Если спортсмен, тренируя быстроту реакции, направляет свое внимание на движение, которое ему предстоит сделать после сигнала, то латентное время двигательной реакции будет меньше, чем при направлении внимания на ожидание сигнала.

Вариант4. Быстрота реакции повышается если мышцы, которым предстоит работать, будут предварительно умеренно напряжены. Поэтому при низком старте рекомендуется несколько давить ногами на стартовые колодки.

Время сложной двигательной реакции можно сократить путем тренировки умения видеть объект передвигающийся с большей скоростью. Если спортсмен успевает фиксировать взглядом мяч до удара, то сможет предугадать траекторию его полета по действиям противника. Например, время полета волейбола до пола после нападающего удара 0,10 — 0,12 с. Реакция на такой мяч будет с опозданием, но игроки высокой квалификации иногда его берут. Это становится возможным только благодаря предугадыванию полета мяча.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1158 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

40. Быстрота простой и сложной двигательной реакций и методика их направленного раз­вития.

Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета). Для простых реакций харак­терен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быст­ро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в ско­рости реакции практически не сказывается на скорости движения Значительное улучшение быстроты двигательной реакции задача весьма сложная.

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в по­вторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на измене­ние окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улуч­шается с трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования ис­пользуют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последую­щих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно рас­тянуто из-за трудности выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно уп­ражняться в скорости реакции на стартовый сигнал (например, в положении высокого старта с опо­рой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала — в быстроте первых движе­ний. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты.

Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной» — основана на тесной связи ме­жду быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и иг­рах с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить на­правление и скорость его полета, 3) выбрать план действия, 4) начать его осуществлять. Из этих че­тырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущий­ся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять осо­бое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировоч­ные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстро­ты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия как бы опережая дви­жущийся объект.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответ­ствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, бе­рущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частно­сти в единоборствах — от разнообразия поведения противника.

Читайте также:  Боль в правом подреберье при вдохе причины, что делать

При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обу­чают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол; затем ученику предла­гают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к ре­альной обстановке единоборства.

вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегченных снарядов и т. п. При этом не следует излишне облегчать условия. Ско­рость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, простран­ственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не вы­полнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень ско-ростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата

ВРЕМЯ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА КАК ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Болгов В.Н. 1 , Гжемская Н.Х. 2 , Тагирова Н.П. 3

1 ORCID: 0000-0002-9450-7800, Кандидат педагогических наук, доцент, 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 ORCID: 0000-0001-5748-8359, Кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета

ВРЕМЯ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА КАК ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывает влияние не прямо, а косвенно. Утомление сопровождается изменением целого комплекса субъективных, физиологических и психофизиологических показателей. При исследовании утомления достаточно часто используются показатели времени реакции. Знание о изменениях, происходящих в организме под влиянием умственных, эмоциональных и физических нагрузок, влияющих на физическую и умственную работоспособность, важны для контроля за утомлением студентов, что, в свою очередь, позволит принять меры борьбы с развивающимся утомлением. В статье рассматривается понятие «утомление» и методы контроля за степенью утомления студентов.

Ключевые слова: утомление, контроль за степенью утомления, двигательная реакция, измерение времени реакции, компьютерная программа.

Bolgov V.N. 1 , Gzhemskaya N.K. 2 , Tagirova N.P. 3

1 ORCID: 0000-0002-9450-7800, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 PhD in Pedagogy, Associate professor, 3 ORCID: 0000-0001-5748-8359, PhD in Pedagogy, Associate professor, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

TIME OF COMPLEX CHOICE REACTION AS DIAGNOSTICS OF STUDENT’S FATIGUE

Abstract

Fatigue is a complex and diverse phenomenon, often it has an indirect affect. Fatigue is accompanied by a change in the whole complex of subjective, physiological and psychophysiological indicators. The time reaction indicators are often used in fatigue studies. Knowing the changes taking place in the body under the influence of mental, emotional and physical loads, which affect physical and mental performance, is very important for monitoring the students’ fatigue, which in turn will allow them to take measures to prevent developing of fatigue. The paper deals with the concept of Fatigue and methods of monitoring the degree of student fatigue.

Keywords: fatigue, control over the degree of fatigue, motor reaction, measurement of reaction time, computer program.

Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывает влияние не прямо, а косвенно. Например, работа, которая раньше выполнялись легко, без всякого напряжения, теперь требует дополнительного усилия, напряжения, особого внимания. Результативность выполнения работы в этом случае может и не снизиться, но появление усилия, напряжения уже являются симптомами утомления.

Утомление сопровождается изменением целого комплекса субъективных, физиологических и психофизиологических показателей [2, C.19]. Поэтому проблемой утомления занимаются ученые в различных областях науки от психологии и физиологии до социологии.

Различают четыре основных вида утомления:

Исследователи определили ряд показателей, сигнализирующих о приближении утомления:

1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;

2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;

3) расстройство старых автоматических навыков.

При исследовании утомления достаточно часто используются показатели времени реакции. Во многих исследованиях доказано, что после длительных нагрузок наблюдается значимое увеличение простой зрительно-моторной реакции, которое в свою очередь сопровождается снижением точности выполнения задания[3, C. 128].

Читайте также:  Сосудистая хирургия - Vascular surgery

Ряд исследователей, при изучении утомления, учитывают влияния различных биоритмов (суточных, недельных, месячных) на состояние работоспособности человека. Так, в течении недели, минимальная работоспособность наблюдается в понедельник — первый день после отдыха. Во вторник она возрастает и достигает максимального значения к четвергу и пятнице. К субботе она снижается, достигая минимальных значений к понедельнику. Полагают, что такая динамика работоспособности является результатом недельного биоритма выброса глюкокортикоидов из надпочечников [6, C. 25].

Цель исследования заключалась в определении возможности использования времени сложной двигательной реакции выбора (ВСДРВ) для диагностирования утомления у студентов.

Методика исследования. Время реакции на световой сигнал регистрировалось с помощью программы «Реакциомер-6» [1, С.120]. На монитор компьютера в случайном месте, с асинхронной задержкой времени от 1 до 3 сек, выводится зрительный объект в виде цветного круга. Мы использовали методики с выводом одного цвета (простая двигательная реакция ВПДР) и трех цветов (сложная двигательная реакция выбора). В зависимости от цвета круга на клавиатуре нажимаются определенные клавиши. В первом и во втором тестах дается по 8 попыток. Учитывается средний результат и количество совершенных при тестировании ошибок (преждевременное нажатие на клавишу или выбор клавиши не соответствующей цвету круга)

Время реакции в значительной степени зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. При измерении времени реакции сложного выбора проявляется закон Хика (В.Е. Хик, 1952) – экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Эту зависимость выражают логарифмической функцией: ВР = a * log (n + 1), Где ВР – среднее значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; n – число равновероятных альтернативных сигналов; a – коэффициент пропорциональности [2, C. 57].

Для отслеживания физического утомления мы использовали шестимоментную пробу [5]. Оценка уровня работоспособности производится путём суммирования шести результатов измерения пульса до и после нагрузки. При этом, для нас значение имел не сам абсолютный суммарный показатель, а его изменения у одного и того же человека. Снижающиеся во времени показатели могут означать начавшиеся переутомление.

Для дополнительного контроля за утомлением студентов была использована методика А.Б. Леонова и И.В. Шишкина «Степень хронического утомления» (модификация – 2003)[4, С.405]. Опросник «Степень хронического утомления» – стандартизованная методика опросного типа, направленная на выявление степеней хронического утомления. Методика включает 36 утверждений, соответствующих наиболее типичной симптоматике хронического утомления, затрагивающей как ощущения физиологического и психофизиологического дискомфорта, так и нарушения в протекании различных психических процессов. Для ответов обследуемых используется редуцированная оценочная шкала: «Да» (переживание отчетливо выражено, 2 балла); «Да-Нет» (переживание выражено неоднозначно, 1 балл); «Нет» (переживание полностью отсутствует, 0 баллов). Качественное описание синдрома хронического утомления мы характеризовали по степени выраженности его основных компонентов, которая определяется по удельному весу разных групп симптомов в общем индексе хронического утоления:

  • симптомы физиологического дискомфорта;
  • снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт;
  • нарушения в эмоционально-аффективной сфере;
  • снижение мотивации и изменения в сфере социального общения [4, С.245].

Основным показателем выполнения методики являлся индекс хронического утомления (ИХРУ).

Кроме стандартизованных диагностических тестов был использован такой метод сбора информации как индивидуальные беседы. Этот метод дает возможность студенту в более свободной форме отрефлексировать те изменения, которые происходят в его самочувствии, общем жизненном тонусе и привычном поведении.

Все полученные данные тестирований были подвергнуты статистической обработке с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS с привлечением следующих критериев:

  • проверка нормальности распределения проведена по критерию Колмогорова-Смирнова;
  • для проверки гипотезы о разности двух средних значений применялся парный двухвыборочный t-тест Стьюдента.

В эксперименте участвовало 48 студентов от 17 до 20 лет. Измерения реакции и шестимоментная проба производились в начале занятий по физической культуре в последнюю неделю сентября и декабря (вторник и пятница). Всего произведено 192 измерения. Опрос по методике «Степень хронического утомления» проводился один раз в конце декабря.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты шестимоментной пробы. В конце декабря только у 6 студентов зафиксировано значимое, на уровне p 0,7).

Статистический анализ данных выявил значимое увеличение ВСДРВ в конце недели в сентябре и декабре. В тоже время значимого различия между ВПДР не отмечено (см. табл.1). Показательно, что в декабре ухудшение ВСДРВ в пятницу по сравнению со вторником наблюдалось у 62% студентов, а в сентябре у 38%. В декабре, наряду с увеличением ВСДРВ резко возросло количество ошибок (до 17) (см. табл.1).

Таблица 1 – Результаты исследования ВПДР и ВСДРВ у студентов (М ± m), n=48

Ссылка на основную публикацию
Слизь в моче у мужчин после мочеиспускания или прозрачные выделения без запаха
Слизь в моче у женщин Одним из тревожных симптомов, указывающих на различные проблемы с женским здоровьем, является прозрачная слизь (как...
Скрежет зубами во сне факторы развития у взрослых и детей, методы терапии
На данном сайте представлена следующая информация Приветствие Скрежет зубами – это привычка тереть верхние зубы о нижние во время сна....
Скрининг новорожденных в роддоме
Скрининг новорожденных в роддоме: зачем проводят Каждую маму после рождения ребенка волнует состояние его здоровья. Различные внешние патологии можно заметить...
Слова из слова ИНТИМОТРОМБЭКТОМИЯ, анаграммы, какие можно составить слова из 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Интимтромбэктомия Основными принципами при наложении сосудистого шва являются: стенки краев сшиваемого сосуда должны соприкасаться интимными оболочками, шов должен обеспечивать герметичность...
Adblock detector