Специфика социализации детей с дефектами речи — Буду говорить

Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дисла- лия). На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематически процессов. Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния, поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с детьми в детском саду должна быть направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

На индивидуатьных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверей; таким образом развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатывается выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который по ходу занятия сочиняют дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы. В используемой нами системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности: дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом; практикуем мы и разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители; в третьем случае они — учителя, а не ученики.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше (1985 г.). Схема построения занятий может отличаться от общепринятой: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, физические упражнения; в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занетия; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Читайте также:  Противозачаточные таблетки для похудения названия препаратов, выбор контрацептивов, прием

Изложенная система проведения фронтальных занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. По мере того как разворачивается действие по сюжету, дети, играя, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют

правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Как показала практика, занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют: развитию всех компонентов речи; формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей детей; воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Трудности в обучении детей-логопатов: методика кинезиолога

Мечта любящего родителя – воспитать здорового ребёнка с правильной, грамотной речью, стремлением учиться и добиваться высоких результатов. Первые несколько лет жизни малыш быстро растёт. А значит, именно сейчас, дабы пресечь возможные трудности в обучении, стоит уделить пристальное внимание его развитию: физическому, интеллектуальному и духовному. Помочь в этом может образовательная кинезиология.

Особенности познавательной функции современного поколения детей

Прежде чем перейти к рассмотрению сути этой дисциплины, стоит уделить внимание подрастающему поколению и специфике постижения им новых знаний и навыков, чтобы помочь сформировать правильное отношение родителей к процессу обучения современных детей.

Часто можно столкнуться с тем, что любимое чадо не может запомнить строчку, произнесённую десять раз, или воспроизвести вслух увиденное на картинке. И тогда родители нервничают и бьют тревогу. Согласитесь, многие из нас в таких ситуациях начинают проецировать собственный детский опыт на возможности своего ребёнка. А делать этого ни в коем случае нельзя.

Каждое новое поколение детей значительно отличается от предыдущего, даже если разница между ними всего в 5-7 лет. Необходимо учитывать, что современные малыши более активны, им сложно сохранять спокойствие в течение получаса, трудно концентрироваться на чём-то одном длительное время. В противном случае они быстро устают, теряют интерес к занятию и не могут найти силы продолжать.

Такое поведение не соответствует привычной старшему поколению системе обучения, следовательно, родитель начинает переживать или, ещё хуже, – злиться. Отсюда вытекают самые неприятные последствия:

  • недовольство ребёнком, который боится разочаровать своих маму и папу,
  • его повышенная утомляемость,
  • боязнь несоответствия заданной планке,
  • низкая успеваемость и прочие неприятности.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что современные родители ко всему вышесказанному частенько хотят возложить полную ответственность за процесс обучения и воспитания, а также контроль за ними на школьных учителей и педагогов-воспитателей дополнительного образования, что крайне неразумно.

Именно дома, в кругу семьи, формируются основы познавательной деятельности в целом и правильной речи ребёнка — в частности.

А если малыш к тому же столкнулся с врождёнными проблемами и не получил помощи дома, то в школе его ждут непреодолимые препятствия.

Специфика обучения детей-логопатов

Что касается детей-логопатов, то часто им ставится целый набор диагнозов: фонетическое и фонематическое нарушения, общее недоразвитие речи. Такие малыши нуждаются в особенном подходе – обычный ритм работы для них не подойдёт. Они не так быстро переключаются с одного объекта на другой, их внимание часто рассеяно, память чуть короче, а восприятие слабее, чем у более активных сверстников.

Несмотря на то, что такие дети более усидчивы, их уровень концентрации не позволяет долгое время сосредотачиваться на работе. А её на занятиях с логопедом довольно много.

Читайте также:  Первая помощь при инсульте, первые признаки у мужчин и женщин, алгоритм действий, что делать до прие

Только заинтересовав ребенка, специалист может вовлечь его в процесс обучения и помочь ему преодолеть существующие проблемы

Стимулирование моторики артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха, тренировка внимания и отработка графомоторного навыка требует максимальной концентрации ребёнка. Она должна быть основана на его заинтересованности и активности. Поэтому задача специалиста – разработать наиболее оптимальный и эффективный вариант занятий для ребёнка, которому нужна профессиональная помощь.

Образовательная кинезиология как инструмент преодоления трудностей в обучении

Связь между ощущением собственного тела, умственными способностями и душевным состоянием намного крепче, чем может показаться, и это давно доказано. Кинезиология открывает двери в мир, где каждое движение, любое сокращение мышц отражается на наших эмоциях, реакции, памяти. Мыслительный процесс происходит благодаря усердной работе мозга, потоку импульсов в нем, что тоже можно расценивать, как физические упражнения.

Те, кто желает избавиться от трудностей в обучении, это относится как к детям, так и ко взрослым, могут смело погрузиться в методику образовательной кинезиологии, которая получила название «Гимнастика мозга».

Один из основоположников образовательной кинезиологии и автор «Гимнастики мозга» Пол И. Деннисон

В 70-х годах прошлого века ее разработал американский доктор Пол И. Деннисон. Учёный 20 лет своей жизни посвятил помощи подопечным из Центра группового учения для неуспевающих под названием Долина, который располагался в Калифорнии. Проведенные в 1987 году эксперименты по его методике показали, что успеваемость участвовавших в исследовании учеников из специальных школ повысилась на 50%. Вместе с тем, выше стал и уровень их концентрации.

Идея Деннисона состояла в том, что простейшие, быстрые движения положительно влияют на эффективность обучения.

То есть работа мышц, необходимая для выполнения большинства человеческих навыков, по его мнению, неразрывно связана с речевой практикой и интенсивностью познавательной деятельности.

Именно эта идея и легла в основу его гимнастики, главная задача которой через физическую активность тела человека запустить или активизировать когнитивные ресурсы его мозга.

Наиболее результативной данная практика показала себя в работе с детьми, которым был поставлен диагноз «неспособные к обучению».

Гимнастика Деннисона оказалась полезна не только для развития речи, но и для достижения результатов в спорте, музыке, танцах, живописи, что позволило ей довольно быстро завоевать популярность по всему миру, а сам учёный за эту работу был признан доктором психологических наук.

Как мы уже говорили, гимнастика универсальна и для детей, и для взрослых. Публикуем видео с несколькими упражнениями в исполнении людей старшего возраста.

Заключение

Итак! Целостность подхода, который объединяет работу с телом, мозгом и чувствами человека, обеспечивает решение многих проблем, связанных с трудностями в обучении. В частности, это позволяет образовательной кинезиологии помогать в преодолении дезадаптации в новом обществе, дислексии, слабой концентрации внимания, нарушений долговременной и краткосрочной памяти. А также способствует установке контроля за своим поведением и приобретением социальных навыков.

Т акая методика будет полезна и тем людям, которые хотят развить двигательную координацию, повысить свой интеллектуальный уровень и устойчивость к стрессу, научиться противостоять страху и боли, снизить уровень агрессии и снять эмоциональное напряжение. Она способна также, как уверены ее авторы и их последователи, не только вылечить человека и помочь приобрети новые навыки, но и развить уже имеющиеся способности и дать продолжение потенциалу, заложенному в нем.

Читайте также:  УЗИ-исследование проходимости маточных труб цена в Краснодаре Клиника; Эмбрио

Дети логопаты

Нарушения речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Ссылка на основную публикацию
Сосудистая (васкулярная) деменция что это за болезнь, причины, симптомы и лечение
Подкорковая сосудистая деменция причина смерти Подкорковая деменция Деменция представляет собой заболевание, характеризующееся снижением познавательных навыков, без возможности приобретения новых. Подкорковая...
Совет за минуту холодный нос у ребенка
Почему постоянно холодный нос Что организм хочет вам этим сказать Ежедневно мы замечаем у себя десятки разных симптомов: то голова...
Советы анестезиолога детской стоматологии
Обезболивание в детской стоматологии Местная анестезия - это полное снижение чувствительности к боли в определенном месте. Ребенок при этом находится...
Сосудистая деменция — Заболевания головного и спинного мозга и нервной системы — Справочник MSD Верс
Лакунарный инсульт (ишемический): что это такое, причины и симптомы, лечение и прогнозы О строе нарушение мозгового кровообращения имеет множество разновидностей....
Adblock detector