Способы коррекции невротических проявлений у детей Хачатрян Л

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Читайте также:  Оценка состояния слизистой оболочки рта

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Гомеопатия Биологише Хайльмиттель Хеель ГмбХ(Германия) Нервохель — отзыв

Ребенку Нервохеель помог нормализовать режим сна и избавится от нервного тика. Наш опыт применения, качество результата и сроки выздоровления. Инструкция, актуальная цена и аналоги.

Всем доброго времени суток!

Об этом препарате я слышала очень давно и в большинстве случаев звучали только хорошие отзывы. Нервохеель назначали как успокоительное средство для моего раздражительного племянника, который очень плохо спал и целыми днями вредничал.И он помог. Поэтому когда нам врач назначил пропить Нервохеель, я была более менее довольна, что препарат проверенный, гомеопатический и не должен навредить моему малышу.

Нервохеель – комбинированный гомеопатический препарат, содержащий компоненты растительного и животного происхождения, а также минеральные компоненты. Препарат обладает антидепрессивным, седативным и противосудорожным действием. Кроме того, прием препарат способствует улучшению ночного сна, в том числе у пациентов, принимающих препарат Нервохеель, отмечается нормализация структуры сна, снижение частоты ночных пробуждений и сокращение продолжительности периода засыпания. Препарат хорошо переносится пациентами и не имеет возрастных ограничений для применения. При применении препарата не отмечается снижения концентрации внимания и скорости психомоторных реакций.

Форма выпуска:
Таблетки сублингвальные по 50 штук в пластиковом контейнере, по 1 пластиковому контейнеру в картонной упаковке.

Причина назначения и дозы. В один прекрасный день ребенок стал плохо спать и при просмотре телевизора часто моргать и зажмуривать глазки ( кстати, такое могло повторяться и не только при просмотре телевизора ). Очень страшно было наблюдать такую картину. И я тут же помчалась с ребенком к педиатру. Осмотрев малыша врач назначила нам Нервохеель по 1 таблетки 3 раза в день в комплексе с Глицином ( пол таблеточки 2 раза в день ). Также полностью исключить контакт ребенка с любыми теле-видео приборами.

Показания к применению.
Препарат применяется для лечения пациентов страдающих заболеваниями центральной и периферической нервной системы, в том числе:
— психосоматические нарушения;
— неврозы у женщин, связанные с гормональными изменениями в период климакса;
— расстройства сна, повышенная возбудимость, хорея, раздражительность;
— вегетативная дистония;
— невротические и неврозоподобные синдромы различной этиологии, депрессии, психопатии;
— препарат применяется для лечения пациентов с абстинентным синдромом;
— нервохеель может быть назначен в комплексе с другими лекарственными препаратами для лечения нарушений умственного развития у детей.

К неврологу пока не стала направлять, так как степень тика не критическая, да и моргания повторялись лишь во время контакта с раздражителями ( телевизор, планшет и яркий свет ).

Как принимать препарат маленьким деткам. Так как маленький ребенок не сможет держать таблеточку под языком и рассасывать, я двумя чайными ложечками раздавливала их и добавляла в ложку чуть — чуть водички. Ребенку принимал лекарство с удовольствием ( я ему говорила, что просто нужно водички ложечку выпить ), так как вкус у таблеточек довольно приятный ( сладковатый ).

Результат применения. Спустя несколько дней приема малыш стал менее раздражительным, стал хорошо спать и что самое главное количество морганий в течении дня сократилось в разы. Это конечно не только заслуга препарата, но и то, что ребенок не контактировал с теле приборами ВООБЩЕ. У нас просто все телевизоры МЕСЯЦ не включались в розетку, а планшет и телефон был припрятан куда подальше.

Уже ближе к третьей недели лечения, малыш перестал зажмуриваться вообще, даже когда видел телевизор (в гостях у бабушки ребенок обнаружил пульт и втихаря включил мультики ).

После выздоровления, как камень с души упал — уж очень я переживала за ребенка по этому поводу и слава Богу, что все обошлось. Теперь дабы не рисковать зрением и уязвимой нервной системой ребенка у нас строгий режим просмотра мультиков, ровно час в день.

Цена. В момент покупки упаковка из 50 штук стоила 120 грн ( 360 руб. ).

Аналоги. Ново — пассит.

Возможно вам будут интересны и другие мои отзывы о фарм препаратах.

Действенный антибиотик для детей Суммамед

Отличный антисептик и помощник во время простуды Декасан

Как уколы Дексаметазона спасли мне жизнь.

Супер средство от диареи, еще и по приятной цене Лоперамид, и от отравления Атоксил.

Читайте также:  Омник® (Omnic®) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные действия

Дюфастон помог сохранить беременность.

Вывод. После пропитого курса Нервохееля ребенок стал более усидчивым, менее нервозным, устаканился режим сна и что самое главное пропали симптомы нервных зажмуриваний. Мне даже показалось, что ребенок стал более обучаемым и внимательным. Поэтому гомеопатическое средство Нервохель я рекомендую.

Будьте здоровы вы, ваши детки и родные!

Всем спасибо за внимание. С уважением Лолочка611.

Тики у детей: классификация, лечение

ТИКИ У ДЕТЕЙ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ЛЕЧЕНИЕ

Беларусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск

Республиканский научно-практический центр детской онкогематологии, Боровляны

Резюме. В работе приводится классификация тиков по их характеру и выраженности, а также различные, в том числе и наша классификация по причине возникновения. Обсуждаются методы лечения тиков и наши рекомендации.

Ключевые слова: тики, классификация, лечение.

Среди пациентов амбулаторного приема у детских неврологов очень часто встречаются тики. Они представляют собой неожиданные насильственно возникающие неритмичные стереотипные движения в различных частях тела или звуковые феномены в виде выкрикивания звуков, слогов или слов.

В этой, казалось бы простой проблеме, имеется много нерешенных и дискутабельных вопросов, начиная с определения и кончая лечением. Еще в 1989г. А. Дж. Лис [ 3 ] писал о том, что «тики продолжают оставаться t erra incognita , неуютно расположившейся между неисследованными областями неврологии и психиатрии, а сам термин зачастую служит обозначением всех дискинезий различной этиологии». Мало что изменилось и в настоящее время. По современным воззрениям к тикам не следует относить различные варианты манерности, жестов, привычных манипуляций, двигательные стереотипии, которые являются своеобразными привычками для людей, особенно при эмоциональных состояниях, и возникают непроизвольно. В отличие от других гиперкинезов тики не являются непроизвольными, т. е. всецело неосознанными. Почти всегда вначале наступает насильственное непреодолимое желание совершить то или иное движение. Это чувство может быть преодолимо (заторможено) усилием воли, что в ряде случаев вызывает дискомфорт и внутреннее напряжение.

Нет единой классификации тиков, отражающей все особенности данного синдрома. Различают классификации по характеру (выраженности) этих гиперкинезов, по распространенности и по предполагаемой в широком плане причине их возникновения, что подробно излагается в работе [2 ].

Классификация по характеру и выраженности тиков [ 2 ]

1. Простые моторные тики – простые движения в одной группе мышц.

2. Сложные моторные тики – более продолжительные в нескольких группах мышц.

3. Простые вокальные – выкрикивание различных звуков.

4. Сложные вокальные – выкрикивание слов, частей слов, эхолалия, полилалия, копролалия.

5. Сенсорные тики – внутреннее побуждение к движению приобретает характер сенсорного феномена.

Классификация по распространенности тиков [ 2].

1. Локальные (локализованные) – в одной мышечной группе, в основном в области лица, шеи, плечевого пояса.

2. Множественные (мультифокальные) – в нескольких мышечных группах.

3. Генерализованные – сочетание моторных и вокальных тиков, что рассматривается в основном как синдром Туретта.

Указанные классификации практически общепринятые и не вызывают сомнений, кроме наличия сенсорных тиков.

К сожалению, нет единого представления по этиологической структуре тиков – обоснованной или предполагаемой причине их возникновения. Приводим некоторые из них.

Классификация тиков по этиологическому признаку (, 2002)

1. Первичные тики (идиопатические).

2. Вторичные тики – возникающие при различных воспалительных, травматических, сосудистых, токсических поражениях нервной системы, хромосомных аномалиях, нарушениях обмена веществ.

3. Тики при нейродегенеративных заболеваниях.

4. Тики при психических болезнях.

Систематизация тиков по этиологии ( , 2002)

1. Первичные (наследственные) – аутосомно-доминантный тип наследования, промежуточный с феноменами аддитивности.

2. Вторичные – симптоматические, лекарственные (амфетамин, ламиктал, вальпроаты).

3. Криптогенные – без установленной этиологии или спорадические.

Обращает на себя внимание, что в этих классификациях не указывается на возможность психогенных тиков. По мнению некоторых авторов психогенные факторы (психотравмы) не могут быть причиной гиперкинезов и существенно влиять на их течение. Вряд ли можно с этим согласиться. Ведь наш ХХI век является веком психотравм и депрессий. Об этом многократно указывается как в литературе, так и в выступлениях политиков, высокопоставленных лиц государств и духовенства. По прогнозу Национального комитета по психическому здоровью США к 2020г. депрессия, как причина утраты здоровья населения, выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

Наша классификация тиков в зависимости от причины возникновения (в том числе провоцированных факторов) и механизмов развития была опубликована в 1989г. в виде методических рекомендаций «Тики у детей», утвержденных Минздравом СССР [ 4]. В настоящее время она несколько (минимально) дополненная с учетом современных воззрений на функциональное и органическое, и на пластичность мозга.

Этиологическая классификация тиков (, 1989г. с дополнениями)

1. Идиопатические – нет конкретной или предполагаемой причины возникновения, за исключением возможности наследственного предположения.

2. Органические – возникают вследствие текущих или перенесенных органических заболеваний головного мозга.

3. Психогенные (навязчивые и невротические) – наступают на фоне выраженной острой или хронической психотравмирующей ситуации, глубоко переживаемой индивидуумом.

4. Криптогенные (в прошлом обозначались как неврозоподобные) – возможно, имело место неустановленное мозговое расстройство. Они занимают промежуточное положение между идиопатическими и органическими тиками; в плане терминологии они являются «возможно органическими».

5. Рефлекторные – возникают по принципу биологически нецелесообразных условных рефлексов в связи с имевшим место в прошлом локальным раздражением тканей; например, частые моргания после конъюнктивитов или попадания в глаза инородных предметов.

6. Тики при других заболеваниях и патологических состояниях. Различают два их варианта.

Первый вариант – тики являются непроизвольным проявлением конкретной болезни или патологического состояния, например, насильственные движения лица и рук при выраженном заикании; болевой тик.

Второй вариант – тики при других заболеваниях, когда они не рассматриваются как один из признаков данной болезни и встречаются весьма редко; они рассматриваются по принципу «не вследствие, а при данной болезни», как образно сформулировано в классификации

Общим для всех видов тиков является соблюдение определенного режима. Следует по возможности исключить необычные и резко выраженные раздражители, как отрицательные, так и положительные. Отмечено также, что тики значительно усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно в случае изменения освещенности экрана и мелькания кадров. Это обусловлено тем, что яркий мерцающий свет обладает способностью изменять биоэлектрическую активность головного мозга. По этой причине просмотр телевизионных передач детьми с тиками должен быть максимально ограничен (до 1-1,5 часов) или (лучше) запрещен в течение 1-1,5 месяцев.

Таким детям противопоказаны компьютерные игры, к которым ребенок, подросток и даже взрослый привыкает, как алкоголик к водке.

Компьютерные игры, особенно при занятиях ими 2-3 и более часов в сутки выражено нарушают мнестические функции: снижается внимание и память, ухудшается учеба, дети становятся повышенно возбудимыми, неусидчивыми, эмоционально лабильными; их мысли в школе направлены на желание скорее добраться до «ящика» с любимыми играми. Они, подобно наркоманам, становятся рабами своего желания.

При лечении тиков, особенно психогенных, рефлекторных и идиопатических существенную роль играет психотерапия. Среди большого разнообразия методов психотерапии, наиболее часто используется индивидуальное и коллективное внушение, в том числе во время сна, аутогенная тренировка. Широкое распространение получил метод самоконтроля, направленный на выработку общих тормозных навыков. Ребенок сознательно задерживает тики на определенный промежуток времени, который постепенно удлиняется. Однако такой психотерапевтический метод борьбы с тиками путем сознательных волевых усилий («напряжение воли») не всегда приводит к желаемым результатам. Повышенная акцентуация внимания на тиках иногда приводит к их усилению.

Более эффективны, по нашим данным, различные виды поведенческой психотерапии путем использования поощрения или наказания. В зарубежной литературе они обозначаются как оперантное кондиционирование. При использовании этих методов мы руководствовались прежде всего данными одного из предшественников создания поведенческой психотерапии известного французского психотерапевта Э. Куэ. Работая аптекарем, он обратил внимание, что эффект от приема лекарств прежде всего зависит от веры больного в выздоровление под влиянием указанного медикамента. Отсюда возник основной постулат его теоретических воззрений, что «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения», а рекомендации «взять себя в руки» порой непонятны пациенту и не приносят желаемого результата .

Читайте также:  Фурагин это антибиотик или нет избирательность действия

В плане указанных рекомендаций мы использовали следующий психотерапевтический подход к лечению, который назвали психотерапией взаимосвязанных ассоциаций [ 5].

Проведение данного метода осуществляется следующим образом. При наличии у ребенка тиков, необходимо прежде всего добиться переживаемости своего дефекта и желания от него избавиться. Второй этап — в беседе с ребенком выясняется, что бы он хотел иметь от родителей, если избавится от своей болезни. Это может быть, к примеру, поездка отдохнуть в интересное место, посещение какого-то аттракциона, игрушка, одежда и т. д., доступные для приобретения родителями. Главное, чтобы ребенок очень хотел выполнения обещания, которое в обычных условиях является почти недоступным. Дома родители должны добиться, чтобы ребенок постоянно думал об этом, как самом желанном, важнее и ценнее которого нет ничего другого. Он должен ложиться спать и вставать утром с мечтою о выполнении обещания, что всецело зависит от исчезновения конкретного расстройства. Иными словами, воображение должно быть доведено до совершенства, а выполнение обещания возможно лишь после исчезновения болезни, и не сразу, а примерно через 15-20 дней.

Данный метод психотерапии является не директивным, легко выполнимым, в определенной степени игровым. Его достоинство состоит в том, что выполняется с участием больного и родителей под общим руководством врача и может дать хороший результат.

Эффективность метода взаимосвязанных ассоциаций можно объяснить с позиции доминантного очага возбуждения центральной нервной системы. Доминантный очаг, обусловленный ведущей мотивацией, подчиняет себе другие ответные реакции, в данном случае те, которые вызывают насильственные движения.

Однако одних психотерапевтических мероприятий бывает недостаточно для успешной борьбы с тиками, поэтому используются и медикаментозные препараты. В прошлом использовались различные психотропные лекарственные средства, в частности транквилизаторы – производные бензодиазепина: альпразолам (кассадан), сибазон (диазепам, седуксен, реланиум); антидепрессанты: кломипрамин (анафранил), амитриптилин, сентралин (золофт), а в тяжелых случаях – нейролептики. Естественно, что лечение этими средствами вызывало ряд побочных действий и осложнений. В настоящее время наблюдается тенденция перехода к более эффективным и безопасным средствам.

По данным [ 2 ] при умеренно выраженных и среднетяжелых тиках достаточно эффективными являются клоназепам, фенибут или баклофен, а в ряде случаев можно использовать антагонисты кальция (нифедипин, флунаризин, верапамил), иногда умеренное улучшение может оказывать карбамазепин.

Заслуживают внимания рекомендации [ 1 ] по лечению локальных и распространенных тиков. При локальном тике (серийные гиперкинезы) автор рекомендует использовать следующие препараты: глицин, фенибут, пантокальцин в течение 3-6 месяцев, а также никотинамид – 3 месяца. Здесь нет психотропных средств и поэтому минимальное количество побочных действий. При распространенных тиках использует клоназепам, пантокальцин, баклофен, фенибут, леветирацетам в течение 6-10 месяцев. Занимаясь изучением экстрапирамидной патологии, в том числе тиков, в течение более 40 лет, вначале мы в основном использовали транквилизаторы, производные бензодиазепина. Оказалось, что среди различных аналогов хлордиазепоксида и диазепама наиболее эффективным оказался напотон. Данный препарат оказывал успокоительное действие на ЦНС, подавлял чувство страха, тревоги, напряжения. Он хорошо переносился детьми, за исключением легкой сонливости в начале приема, что устранялось первоначально минимальными дозами препарата с постепенным их нарастанием. К сожалению, данный препарат уже более 10-ти лет не поступает в аптечную сеть.

В поиске новых средств мы стали применять рудотель (мезапам). Данный «дневной» транквилизатор (производное бензодиазепина), оказывает успокаивающее, анксиолитическое, в меньшей степени миорелаксирующее и противосудорожное действие. Он широко использовался при неврозах и других невротических состояниях, психической лабильности и повышенной возбудимости у детей, восстанавливал критическую оценку к собственному состоянию ребенка, существенно уменьшал выраженность простых и сложных тиков. Дозировка препарата начиналась с 2 мг в сутки, медленно повышая до 5 мг утром и вечером. Через несколько лет вместо рутоделя розовой окраски той же фирмой начали выпускать аналогичный по составу медазепам, лишенный красителя. Его эффективность при тиках существенно снизилась.

В настоящее время многими авторами рекомендуется использовать при тиках у детей фенибут. Хотя данный препарат относится к группе ноотропных средств, но в справочных изданиях по лекарственным средствам отмечена его минимальная ноотропная активность, а главным является транквилизирующее действие. Мы не видели эффективности этого препарата при лечении тиков и не используем его при данной патологии.

В последние годы для лечения тиков мы стали применять ноофен, который по химическому составу аналогичен фенибуту, но изготовлен другой формой. Здесь по аналогии с нейролептиками и транквилизаторами проявляется избирательная эффективность при тиках лишь отдельных дженериков.

Положительные сдвиги при лечении тиков ноофеном обычно начинают проявляться в течение первых двух недель. Они были наиболее выраженными при навязчивых тиках и непродолжительным (до одно года) анамнезом заболевания. В случае большей продолжительности тикоидных гиперкинезов (свыше года) улучшение наступало в более поздние сроки. Эффективность ноофена обусловлена многогранностью действия данного препарата и возможностью его длительного использования без побочных действий и осложнений. Под влиянием данного препарата исчезали также эмоционально-поведенческие нарушения (раздражительность, плаксивость, снижение настроения), тревога и переживаемость своего состояния, что часто сопутствует данному гиперкинезу. Это способствовало активизации ребенка и улучшению учебы. Предполагается, что спектр клинического действия ноофена обусловлен прежде всего активацией ГАМК-эргической системы, транквилизирующим, антиастеническим и ноотропным действием.

Много разных рекомендаций по физиотерапии при тиках. Мы в основном используем неаппаратную физиотерапию: парафиновые (озокеритовые) аппликации на шейно-воротниковую зону, общие теплые, хвойные, сульфидные и углекислые (тонизирующее воздействие) ванны, общий массаж или массаж шейно-воротниковой зоны, подводный душ-массаж. Из аппаратной физиотерапии мы применяем иногда электрофорез лекарственных веществ (в основном кальция или витамина В1) на шейно-воротниковую зону. Что касается других методов аппаратной физиотерапии, то мы придерживаемся принципа «Никаких токов на голову ребенка!» Головой мозг имеет свой нормальный биоритм, который может резко меняться под воздействием электрического тока даже невысокого напряжения и небольшой силы. В ряде случаев благотворно действует иглорефлексотерапия по тормозной или возбуждающей методике с учетом реакции ребенка на введение игл.

В последнее время для лечения тиков наряду с приведенными выше рекомендациями мы используем также комплексные гомеопатические антигомотоксичческие препараты фирмы «Хеель»: валериана-хель, нервохель, спаскупрель, галиум-хель, хепель, обладающие успокоительным, спазмолитическим действием, активируют неспецифический иммунитет и способствуют дезинтоксикации организма. Они назначаются в амбулаторных условиях.

Под влиянием комплексного медикаментозно–физиотерапевтического лечения на фоне соответствующей психотерапии и режимных мероприятий в 75-80 % случаев происходит исчезновение (временное или стойкое) или значительное уменьшение тиков. Лечение тиков, как правило, должно проводиться в амбулаторных условиях. Все препараты желательно принимать внутрь, так как инъекционная терапия неблагоприятно сказывается на состоянии ребенка.

Зыков. детского возраста.- М.:АОЗТ «Антидор», 2002.-176с. Левин гиперкинезы// В кн.: Экстрапирамидные расстройства: Под ред. , -Смоленской, .-М.:«МЕДпресс-информ», 2002.-С.313-326. Дж. Тики: пер. с англ.- М.: Медицина, 1989.-336с. Шанько у детей: Методические рекомендации, утвержденные Минздравом СССР.- Минск, 1989.-14с. Шанько у детей.- Минск: Харвест, 2007.-304с.

Ссылка на основную публикацию
Список страховых компаний в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) — ГУЗ ТО Тульская о
Клиника на Госпитальной 10 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ПРИ ЗАВИСИМОСТЯХ Выезд врача на дом и...
Сосудистая (васкулярная) деменция что это за болезнь, причины, симптомы и лечение
Подкорковая сосудистая деменция причина смерти Подкорковая деменция Деменция представляет собой заболевание, характеризующееся снижением познавательных навыков, без возможности приобретения новых. Подкорковая...
Сосудистая деменция — Заболевания головного и спинного мозга и нервной системы — Справочник MSD Верс
Лакунарный инсульт (ишемический): что это такое, причины и симптомы, лечение и прогнозы О строе нарушение мозгового кровообращения имеет множество разновидностей....
Спленомегалия — причины, симптомы, диагностика и лечение
Незначительная спленомегалия КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИМФОМ СЕЛЕЗЕНКИ Благодаря широкому использованию методов лучевой диагностики клиницисты все чаще сталкиваются с изолированной...
Adblock detector