Статья (средняя группа) Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста Социал

Приведите примеры видов мышления

В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления. Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Абстрактно-логическим мышление оперирует с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. Значение понятий особенно четко проступает на примере мышления глухонемых. В настоящее время экспериментально установлено, что глухонемые от рождения обычно не поднимаются до уровня понятийного мышления. Они ограничиваются отражением преимущественно наглядно данных признаков, т.е. пользуются средствами наглядно-действенного мышления. Лишь при условии овладения речью, т.е. с того времени, когда возникают понятия и у глухонемых появляется возможность ими оперировать, их мышление становится понятийным — абстрактно-логическим. Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Абстрактно-логическое мышление свойственно взрослому человеку .

17. Объясните понятие темперамент и укажите сферы его проявления.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт, недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Образное мышление: как научиться решать житейские проблемы в голове?

Когда вы смотрите на причудливое облако, проплывающее в небе, вам кажется, что это парус бороздит бескрайнее море или вам улыбается мордочка озорного котёнка. Вглядываясь в лицо незнакомого человека, стоящего на остановке, вы находите его чрезвычайно похожим на своего начальника. Приехав на работу, вдруг впадаете в панику: а выключили ли вы дома газ? И начинаете судорожно в уме пошагово прокручивать своё утро, что именно вы делали, чтобы вспомнить, подходили ли к газовой плите. Всё это нам позволяет осуществлять образное мышление.

Читайте также:  К какому врачу обратиться с папилломами

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала. Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать. Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль. Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника. А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.

Ассоциативно-образное

В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Действенно-образное

Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.

Словесно-образное

Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.

Абстрактно-образное

Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз. Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению. Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.

Художественно-образное (творческое)

Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.

Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Читайте также:  Изменения в организме после отказа от курения; ОГАУЗ; Колпашевская РБ; Официальный сайт

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Развитие НОМ у взрослых

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

Этап 1. Представьте себе шампанское. Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе.

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

Развитие наглядного мышления

Мышление помогает нам познавать суть вещей, благодаря ему мы сравниваем и классифицируем, анализируем и конкретизируем, обобщаем и выделяем самое существенное.

По содержанию разделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное) мышление. Развитие наглядно-действенного мышления мы наблюдаем, когда маленький ребёнок начинает познавать мир, знакомясь с окружающими его предметами и манипулируя ими. К моменту поступления ребёнка в школу, как правило, этот вид мышления полностью сформировывается. Интенсивнее всего развитие наглядно-действенного мышления происходит в возрасте трёх-четырёх лет.

Развитие наглядно-образного мышления приходится на возраст около шести–семи лет, когда дети начинают представлять окружающие их предметы или явления. Словесно-логическое мышление развивается ещё позже, как следующий этап в развитии мышления, при этом дети учатся рассуждать, используя понятия.

Наглядно-образное и наглядно-действенное – практические виды мышления, их также относят к группе допонятийного мышления. Это связано с тем, что в их основе лежит конкретное, непосредственное отражение действительности, а использование понятий носит пока ещё неосознанный, случайный характер.

Развитие наглядного мышления у детей станет впоследствии фундаментом для формирования словесно-логического (понятийного) мышления, играющего ведущую роль в жизни человека. Взрослые люди владеют всеми видами мышления, но развиты они могут быть в разной степени.

Развитие наглядного мышления у детей

Наглядно-действенное мышление формируется в процессе знакомства с окружающим миром, в процессе игры, и его развитие предполагает действенное участие взрослого, его помощь в организации игр, его контроль и поддержку. Дети под руководством взрослого узнают больше о свойствах предметов, учатся ими пользоваться, устанавливают связи и отношения, решают с помощью предметов разные задачи на практике. К шести – семи годам ребёнок уже умеет выполнять разные задания на основании наглядного образца, сопоставлять форму предметов или деталей и их размеры.

Одним из самых эффективных занятий, способствующих развитию наглядных форм мышления, является конструирование. Поэтому так важно, чтобы ребёнок играл с конструкторами из разных материалов, разной формы и разных видов. Этой же цели служат занятия с ножницами и бумагой, складывание фигурок из спичек.

С помощью вспомогательных материалов (конструктор, спички, счетные палочки) дети складывают домики и гаражи, столы и скамейки, лесенки, мосты и многое другое. Малыш строит по образцу, а если у него не получается – взрослый показывает ему, как действовать, а ребёнок подражает. Если и это трудно – взрослый делает сам, и ребёнок помогает ему, а потом пробует сам. Например, можно на столе выкладывать плоские фигуры, используя определённое количество спичек, или перемещать одну или несколько спичек так, чтобы получалась другая фигура.

Читайте также:  Боль в сосках возможные причины, диагностика, лечение

Благодаря взаимодействию со взрослым, ребёнок не только развивает наглядные формы мышления, но и получает новые впечатления и развивает речь. Сложность заданий должна постепенно нарастать.

Как мы уже говорили, наглядно-образное мышление опирается на наглядно-действенное. Оно возникает постепенно, по мере того как ребёнок набирается достаточно практического опыта действий или задумывается о том, как можно изменить ситуацию, представляя при этом в уме, что нужно предпринять и что получится в результате. Наглядно-действенное мышление необходимо для успешного обучения ребёнка в начальной школе. Ребёнок учится решать в уме задачи, опираясь на вопросы (то есть на своё представление о предметах).

Очень важно повышать уровень развития наглядно-образного мышления ребёнка, ведь оно имеет доминирующее значение в процессе познания им окружающего мира. Благодаря наглядно-образному мышлению ребёнок усваивает знания и получает представление о происходящем. К тому же оно порождает первые ростки детского творчества. Достигнутый в дошкольные годы уровень развития наглядно-образного мышления важен для всей дальнейшей жизни человека: это бесценный вклад в общий процесс психического развития человека.

Развитию наглядно-образного мышления способствует прохождение лабиринтов, рисование и конструирование. Но конструирование не по заданному образцу, а на основании словесной инструкции взрослого или путём воплощения задуманной самим ребёнком идеи. Благодаря развитию наглядного мышления ребёнок пользуется схемами, производит подсчёты в уме. К семи годам у детей начинает формироваться и словесно-логическое мышление, позволяя рассуждать, оперируя отвлечёнными понятиями.

Развитие наглядно-действенного мышления

Процесс наглядно-действенного мышления отличается практическим преобразованием реальных предметов. Результатом наглядно-действенного мышления является прежде всего действие. Например, путём нескольких проб мы определяем, какими ножницами лучше всего разрезать эту ткань или этот лист металла. Иногда в результате наглядно-действенного мышления появляется новый предмет: из подручных средств мы можем создать что-то нужное. Разбираясь с новой бытовой техникой, выполняя ремонтные работы, выполняя механические, практические действия, мы используем наглядно-действенное мышление. Наглядно-действенное мышление широко используется людьми рабочих профессий, занятых практической деятельностью, то есть производящих что-то конкретное, материальное.

Наглядно-действенное мышление позволяет нам методом проб и ошибок справиться с той или иной задачей. Недостаточное развитие наглядно-действенного мышления у ребёнка может впоследствии привести к сложностям в обучении, так как занятия потребуют умения предвидеть результат и планировать свои действия. Успешному развитию наглядно-действенного мышления способствуют лепка и конструирование, разнообразные дидактические упражнения и игры, практическое знакомство с предметами – орудиями труда и с предметами, которыми их можно заменить.

Развитие наглядно-образного мышления

Результатом наглядно-образного мышления является образ: мы можем представить, как будем выглядеть в этой одежде, или представить, как будет выглядеть наша спальня после оклеивания этими обоями, или как впишется в интерьер эта люстра (это покрывало, и т.д.). Создавая в воображении план достижения результата, мы используем наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление лучше всего прослеживается на примере мышления детей – дошкольников и младших школьников. Его активно используют и взрослые, особенно руководители и люди тех профессий, в которых нужно принимать решения относительно предмета деятельности, не взаимодействуя с ним прямо, а только наблюдая за ним.

Для развития наглядно-образного мышления важно помочь ребёнку (впрочем, как и взрослому) раскрепостить воображение, смелее фантазировать, развивать стремление создавать новые образы.

Условно упражнения и задания, способствующие развитию наглядно-образного мышления, можно разделить на обучающие двум вещам:

  1. Комбинировать
  2. Трансформировать.

Упражнения первого типа заключаются в том, чтобы из данных образов (символов) – а это могут быть разного рода фигуры, цифры, знаки, картинки, и так далее – сложить что-то совершенно новое. Например, предложите из цифр, математических знаков, букв составить фигурку человека (круг – лицо, точки или скобки – закрытые глаза и рот, запятая – нос, треугольник – платье, знак равенства – ноги, знаки «больше» и «меньше» – согнутые в локтях руки. Как вариант – попросите проявить фантазию и предоставьте свободу сложить любую фигурку.

Упражнения второго типа заключаются в том, чтобы, основываясь на предоставленном цельном образе, внести в него изменения с целью получить что-то новое. Сюда относятся, например, задачи со спичками (палочками), в которых требуется путём некоторых действий одну фигуру превратить в другую. Можно дать задание подумать, каким образом можно было бы изменить, улучшить образ человека, изображенного на фотографии. Можно попросить дорисовать предложенный элемент (например, печатную букву) до любого узнаваемого образа. Например, к букве «Т» легко «подвесить» с обеих сторон по чаше, превращая её в весы.

В развитии мышления, как и других психических процессов, огромная роль принадлежит играм, в ходе которых ребёнок знакомится со свойствами предметов, их особенностями, и изучает их, задействуя разные органы чувств, комплексно.

Игры на развитие наглядного мышления

Игра «Угадай, что тут спрятано?»

Нарисуйте разными цветами силуэты четырёх предметов, слегка накладывая их друг на друга. Изображения нужно распознать, затем называть, а затем – раскрасить. Например, такие силуэты: груша, гриб, цветок, дерево; домик, яблоко, мячик, рыбка.

Игру можно усложнить, если:

  • увеличить количество предметов;
  • нарисовать контур одним цветом;
  • попросить ребёнка перечислить по памяти, какие предметы он нашел.

На Битрейнике есть похожая игра —«Бирюльки».

Игра «Вспомни и сложи картинку»

Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнку показывают схематичное изображение предмета (например, телевизор, цветок, ёлочка, кровать, стул или другие предметы). Затем картинка убирается, и ребёнка просят по памяти нарисовать увиденное изображение или выложить его из спичек (из палочек).

Игра «Найди меня!»

Эта игра предназначена для детей, которые умеют читать.

Напишите ребёнку слова, в которых буквы расставлены в ином, произвольном порядке, например: качер (речка), кабоса (собака), жолка (ложка) , згла (глаз).

Попросите детей отыскать запрятанные слово. Кто быстрее найдёт, тот и молодец! Для взрослых на Битрейнике развивать мышление поможет тренажёр «Большая рыба».

Задания на развитие наглядно-образного мышления предполагают мыслительные операции, которые опираются на представление. Поэтому нужно стараться формировать у детей умение визуализировать, создавать в голове разные образы.

Задание

На листе бумаги нарисуйте четыре – восемь квадратов, внутри каждого из них поместите схематическую картинку, например такие:

  1. маленький круг внутри большого круга;
  2. полукруг, расположенный выпуклой стороной вверх;
  3. круг с вертикальной линией, отходящей вниз;
  4. две перекрещенные линии;
  5. два круга, соединенные горизонтальной линией;
  6. извилистую линию.

Попросите ребёнка дать по каждой из картинок максимальное количество ответов, на что это похоже. Чем больше ответов, тем они оригинальные – тем лучше. Можно соревноваться.

Игра «Угадай, что это»

Опишите любое растение (животное, предмет), знакомое ребёнку, и попросите угадать, что или кто это. Например:

  • большой, косолапый, неуклюжий, любит мёд (медведь);
  • длинная, плоская, ровная, с делениями (линейка);
  • железная, с длинной ручкой и зубчиками (вилка);
  • большое, сладкое, сочное, растёт на дереве (яблоко).

На сегодняшний день достаточно несложно подобрать разнообразные, подходящие для возраста и уровня развития ребёнка игры на развитие наглядного мышления. Нужно просто понимать важность таких занятий и уделять им достаточно внимания.

Развивать мышление, память, внимание и восприятие можно ежедневно и с удовольствием, с помощью развивающих игр онлайн . Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Paul G

С помощью наших когнитивных онлайн-тренажёров Вы можете существенно улучшить Память, Внимание, Мышление, Восприятие и повысить продуктивность Вашего мозга.

Ссылка на основную публикацию
Средства для выведения бородавок на руках в аптеке
Новости Как избавиться от бородавок? Бородавка – преимущественно доброкачественное новообразование кожи, зачастую вирусной этиологии, имеющее вид узелка или сосочка. Вызывается...
Список страховых компаний в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) — ГУЗ ТО Тульская о
Клиника на Госпитальной 10 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ПРИ ЗАВИСИМОСТЯХ Выезд врача на дом и...
Спленомегалия — причины, симптомы, диагностика и лечение
Незначительная спленомегалия КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИМФОМ СЕЛЕЗЕНКИ Благодаря широкому использованию методов лучевой диагностики клиницисты все чаще сталкиваются с изолированной...
Средства для лечения аллергии ЭГИС Супрастин — «Супрастин при высокой температуре, при укусах насеко
Инструкция по применению СУПРАСТИН ® (SUPRASTIN ® ) Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки белого или серовато-белого цвета, в виде...
Adblock detector