Топ-5 проблем подросткового возраста

Первые проблемы и опасности подросткового периода

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на родительском собрании

на тему: «Первые проблемы и опасности подросткового периода»

Учитель: Сурикова Валентина Васильевна

Добрый день уважаемые родители !

Каждая семья — это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное — нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи — будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство — приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир — будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, — стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт — школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число. Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть подростков — из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами в учёбе и положением в семье. Часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше. Ты должен привыкать, что не всё в жизни так гладко, ты должен быть подготовлен к трудностям жизни», который они часто используют в ответ на критику своего поведения. Впрочем, существуют и иные отношения между родителями и детьми. Одни из самых распространённых, в противоположность равнодушию к словам и поступкам подростков — своеобразная родительская агрессия, гипертрофия любви и участия, лишающая ребёнка самостоятельности.

Непоколебимая убежденность в своей правоте, юношеское самолюбие или амбиции старшего, глухота к чужому мнению или привычка слушать и слышать только себя.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно — чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.

Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражается в следующих чертах характера :

плаксивость (особенно у девочек);

противоречивость в мыслях и поступках;

бунтарский дух поведения.

Далее, я перечислю характерные черты личности подростка:

Веря в себя обретаешь будущее — Ваш оператор психологических услуг

Центр психологической помощи «ВЕРА»

  • Главная
  • О Центре
  • Специалисты
  • Услуги
  • Методы
  • Студентам
  • Контакты
  • Партнеры
  • Женский клуб
  • СМИ О НАС
  • Публикации
  • Родителям
  • Специалистам
  • Руководителям
  • Проекты
  • Интересные факты
  • Пройти тест
  • Новости

Опасность подросткового возраста

Возраст от 10 — 11 до 15 лет является подростковым, он связан с перестройкой организма человека – половым созреванием. Этот период обычно проходит трудно и для ребёнка, и для близких ему людей.

Основные проблемы этого периода: эмоциональная нестабильность, изменение характера отношений к окружению и к себе, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. В это время ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или, наоборот, к апатии.

В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков происходят неоднократные перепады в настроении. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются на чувство разбитости. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Это приводит к некой непропорциональности тела, угловатости. Подросток пребывает всё время в состоянии стресса. Эмоциональная нестабильность усиливается.

Из-за бурного роста и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребёнок остро переживает все недостатки внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильные черты лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда и приводит к чувству неполноценности, скрытности, даже неврозу. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.

В подростковом возрасте последовательно возникают две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я – концепция». Подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый. Он относиться к себе как к взрослому, ощущает и осознаёт себя в какой-то смысле взрослым человеком. Иногда взрослость выражается эпизодически. Но после поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я — концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания, отмечается появление полового влечения. Они могут быть выражены в различной степени и проявляются у одних детей раньше, у других позже. Эти факторы объясняют появление у подростков тревожности, возбудимости, депрессии. Подростку трудно чувствовать себя идентичным другим, понять свою целостность и стабильность. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция нередко – неадекватной. Часто ребенку приходится делать выбор между семьей, официальным коллективом и неформальной группой общения. И предпочтение он отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортнее. Повышенное стремление к подростковым компаниям связано с неумением, невозможностью добиться удовлетворяющего его положения в семье, классе, и становится причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Читайте также:  Внизу живота у женщин боли, причины болей в правом и левом боку

Подростковый возраст – это период проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу. Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть. Общение занимает существенное место в жизни подростка. В общении происходит понимание социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Чтобы утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может осуществить свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создаёт возможность реализации своей индивидуальности».

Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, как правило, имеют не учебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все. Виды увлечений: интеллектуально-эстетические, эгоцентричные, телесно — мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные и другие.

В этот период меняются и ценностные ориентации. Отдаётся предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, именно эти ценности подростки оценивают как наименее доступные в будущем. В этом возрасте развитие речи идёт за счёт расширения словаря и усвоения множества значений уже известных слов. Подросток, погружаясь в языковое пространство, должен обрести культуру языка.

Особое значение для подростковой субкультуры имеет сленг (языковая игра, отход от языковой нормы). Помимо сленга появляется также мат – применение нецензурных слов и выражений.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и прочее. Девочки, чаще всего осознавая причины таких действий, не берут это во внимание. У старших подростков появляется стеснительность, напряжённость, скованность. Первое чувство влюблённости самоценно. Романтические чувства стимулируют развитие морального сознания и эстетического отношения к действительности.

Общение, отношение к сверстникам, к себе, к родителям занимает важное место в жизни подростка и пронизывает всю его жизнь, а также будущее.

Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и поспешно меняет друзей. Невнимательность и непонимание приводит к чувству одиночества. В этом возрасте близкие друзья — ровесники, а круг общения гораздо шире, чем в предыдущем возрасте.

П. Морисон и Г. Ф. Левитт считают: «Дружба у подростков означает, что друг или подруга является источником социальной и эмоциональной поддержки. Если дети от 7 до 10 лет выбирают в качестве главных источников поддержки не друзей, а близких членов семьи – родителей, сестёр, братьев, бабушек и дедушек, то 14-летние дети реже опираются на близких членов семьи. Они считают, что лучше пойдут к друзьям, так как близкие друзья разделяют их мысли и чувства и смогут поддержать в период всплеска эмоций и стресса».

Подросток может сплотиться с группой по симпатии, по общим интересам, занятиям, способам развития. Уровень развития группы зависит от критериев развития. Образуются неформальные группы или компании.

Наиболее развитые группы: корпорация и коллектив; наименее — диффузная (существует формально). Подросток может входить одновременно в несколько групп, но психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Неоднократно подросток чувствует себя одиноко рядом со сверстниками в шумной компании. Иногда подростка не принимают в группу и часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети.

В советской психологии проблемы подросткового возраста зависят от многих факторов окружающей среды, а западные учёные больше внимания уделяют именно фактору семьи. В нашей психологии «личностью становятся», в западной – «личностью рождаются». А сходство мнений разных учёных в том, что подростковый возраст самый опасный и нестабильный, требующий большого внимания и терпения.

Таким образом, ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Если нет такой возможности, то наблюдается социальная неадаптированность, что иногда приводит к правонарушениям. Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток боится утратить популярность среди сверстников. Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, — ещё одна значимая сфера отношений подростков.

Влияние родителей уже ограничено, так как подросток стремится к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

В этот сложный для всех период всё зависит от стиля воспитания в семье и перестройки родителей – принять чувство взрослости своего ребёнка. Основные конфликты возникают из-за контроля родителей жизни подростка. Неблагоприятны жёсткий, тотальный контроль, а также отсутствие контроля. Нельзя относиться к подростку как к ребёнку и одновременно как к взрослому. Важны понимание, эмоциональное тепло и внимание. Молодые люди хотят равенства и уважения, которые уже ощущают себя именно людьми, а не детьми.

Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных с окружающими взрослыми прав. Формирующееся в этом время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости. В утверждении своего личностного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления.

Отсюда бесконечные битвы по такому вроде бы пустячному поводу, как одежда и внешний вид. Это главный очаг сопротивления молодого поколения.

Присутствует также и элемент родительской ревности, потому что на ребенка начинает оказывать большое влияние кто-то посторонний, с кем ребенку уже интереснее, чем с папой и мамой. Но важен опять-таки и элемент контроля, точнее, невозможности его осуществить. А подросток не хочет осуществления такого контроля за своими «связями».

Конфликт со старшими важен подросткам не сам по себе, дело вовсе не в том, что родители им не нужны, что они совсем их не уважают. Подростки требуют уважения к себе, они хотят, чтобы к ним относились как к равным, признавали их право на собственное «я».

Но при всем своем стремлении к независимости подростки остаются зависимыми от мнения родителей. Для подростка важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.

Так что, какими бы взрослыми ни хотели казаться подростки, они все еще остаются детьми, требующие заботу и защиту. Именно чувство защищенности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни. И от того, насколько хорошо родителям удастся пройти по тонкому льду взаимоисключающих потребностей своих взрослеющих детей, зависит благополучие и самих детей, и всей семьи.

Дети в сельской местности легче переносят кризис подросткового возврата, чем в городе. Здесь они больше времени проводят с родителями, много помогают по дому и хозяйству, меньше времени остаётся на общение со сверстниками. Запреты родителей хоть и нарушаются, однако, они для детей – авторитет. Значит, роль родителей в сложный возрастной период очевидна. Для благополучного процесса персонализации и идентификации важно, чтобы рядом с подростком не оказался посторонний человек.

Читайте также:  Деменция, маразм или слабоумие что это за болезнь головного мозга, простыми словами о симптомах псих

Непонимание между родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам, девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в течение жизни не могут от них отказаться.

Воспитывая запретами, родители лишают своего ребёнка необходимой среды развития. Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные стрессы, конфликтные ситуации — подрывают здоровье подростка, усложняют и без того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей). Подросток, переживающий стремительные внутренние и внешние изменения, неуверенный и агрессивный, ранимый и жестокий, доверчивый и скрытный, является возрастным «маргиналом», так как он еще не взрослый, но уже и не ребёнок, его образ мыслей и действий зависит от того, кто рядом с ним в этот трудный для него период.

Внимание, терпение, понимание, уступчивость, интерес, забота – главное, что ждет подросток от взрослого.

Для подростка взрослый или друг, или враг, третьего не дано. Затруднение и без того трудного периода жизни может привести его или к суициду, или к девиантному поведению (ущерб здоровью, образованию, карьере).

Основная специфика подросткового возраста: физиологические и физические изменения, взрослость и «Я-концепция», интимно — личностное общение и стадность; новые интересы; новые ценностные ориентации.

Проблемы подросткового возраста можно решить, если рядом окажутся компетентные взрослые, при невозможности нужна помощь специалистов — психологов.

Основные ценности подросткового возраста – это счастливая семья, здоровье, материальное благополучие, но если подростка не понимают, то именно этими ценностями он и жертвует.

Родительское собрание: «Проблемы и опасности подросткового периода»
материал на тему

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать различные трудности при прохождении подросткового возраста.

Скачать:

Вложение Размер
problemy_i_opasnosti_podrostkovogo_perioda.docx 28.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Выступление на родительском собрании

на тему: «Проблемы и опасности подросткового периода.»

Выступлениена родительском собрании

на тему: «Первые проблемы и опасности подросткового периода»

Добрый день уважаемые родители!

Каждая семья — это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное — нередко как раз враждебное растущему человеку.(Слайд 2)

Пороки семьи — будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство — приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир — будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, — стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт — школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями.(Слайд 3)

Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число.

Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть подростков — из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами в учёбе и положением в семье. (Слайд 4)

Часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию».

Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением.(Слайд 5)Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше. Ты должен привыкать, что не всё в жизни так гладко, ты должен быть подготовлен к трудностям жизни», который они часто используют в ответ на критику своего поведения. Впрочем, существуют и иные отношения между родителями и детьми. Одни из самых распространённых, в противоположность равнодушию к словам и поступкам подростков — своеобразная родительская агрессия, гипертрофия любви и участия, лишающая ребёнка самостоятельности.

Непоколебимая убежденность в своей правоте, юношеское самолюбие или амбиции старшего, глухота к чужому мнению или привычка слушать и слышать только себя.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно — чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении обучающихся.(Слайд 6)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Три ступени подросткового возраста: младший подростковый возраст – 10-13лет, средний подростковый возраст 13-15 лет, наиболее опасный – 14 лет, старший подростковый возраст 15-18 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.(Слайд7)

Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражается в следующих чертах характера :

  • повышенная чувственность;
  • плаксивость (особенно у девочек);
  • противоречивость в мыслях и поступках;
  • бунтарский дух поведения.(слайд 8)

Далее, я перечислю характерные черты личности подростка:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • застенчивость;
  • агрессивность;
  • юношеский максимализм;
  • отсутствие чувства адекватной реальности;
  • повышенная тревожность;
  • стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.(Слайд 9)

Так мы переходим к особенностям личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание(Слайд 10)

  1. Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.(слайд 11)
  2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.(слайд 12)
  3. Эмоциональное общение со сверстниками . Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, — это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.(Слайд 13)
  4. Отношения со взрослыми , прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания — демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.

Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.(Слайд 14)

Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:

  1. Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
  2. Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
  3. К этой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно , но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.

Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!

Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним.( слайд15)

Проблемы подросткового возраста.( употребление спиртных напитков, курение , наркомания, одиночество, конфликты с родителями, попытки суицида)

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становление личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группы общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть в классе, а может быть подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными.(слайд 16)

Такая нестабильность чувств, если на это не обращать внимание, может привести к очень серьезным последствиям. Даже к суициду. Всё чаще средства массовой информации извещают нас о суицидальном поведении именно детей. В последнее время в нашей стране , участились случаи суицида среди подростков.

Подростковый возраст – опасный, характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само по себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания. Поэтому часть своего выступления я посвящу рассмотрению этой проблемы.(слайд 17)

Я кратко коснусь причин суицида среди подростков:

  1. Потери ( Разрыв романтических отношении; Смерть любимого человека; Смерть домашнего животного; Потеря авторитета среди сверстников; Развод родителей и т.д.)
  2. Давления ( Давление со стороны сверстников,стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.); Давление родителей (Успех; деньги; хорошие друзья; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди, чем примеры.))
  3. Низкая самооценка ( Физическая непривлекательность; Второсортность (остаться в стороне какого то события); Одежда (манера одеваться); Физическое бессилие; Не успешность в учебе)
  4. Недостаток общения
  5. Бесперспективность и безнадежность( слайд18 )
  6. Уже около года дети и подростки в России увлекаются страшным квестом — игрой в самоубийство. Все они, так называемые «синие киты», вступают в интернет-сообщества в социальных сетях и находят себе кураторов и единомышленников. Огромное количество школьников с еще несформировавшейся психикой ищут для себя опасные приключения, думают, что играют со смертью, но на самом деле покидают этот мир навсегда.Синий кит группа людей: которая заставляет детей заканчивать жизнь суицидом. Печальная статистика дополняется еще большим количеством попыток совершения суицида. Анализ причин свидетельствует о появлении новых преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребенка и мотивацию его поведения. Мы полностью поддерживаем позицию президента в том, что за склонение к самоубийству в Интернете должна наступать уголовная ответственность».(Слайд19)

Существуют следующие признаки предсуицидального поведения

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если подросток сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

Сейчас я приведу примеры некоторых высказываний, которые могут обозначать, что Ваш ребенок находится в сложной ситуации и дам некоторые рекомендации Вашей реакции на них:

Ссылка на основную публикацию
Топ-10 лучших противозачаточных препаратов на 2020 год в рейтинге Zuzako
Комбинированные контрацептивы: тонкости применения Марина Поздеева о современных возможностях и формах комбинированной гормональной контрацепции С момента появления первого гормонального контрацептива...
Тестостерон у женщин как повысить или понизить Бомба тело
НИЗКИЙ ТЕСТОСТЕРОН У ЖЕНЩИН: СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ, ЛЕЧЕНИЕ Увеличение веса, низкое влечение, выпадение волос, снижение энергии и депрессия — все эти...
Тестостерон у мужчин в анализе крови общий и свободный по возрасту
О чем могут сказать результаты анализа крови на уровень тестостерона Тестостерон — главный половой гормон мужчин, однако он вырабатывается и...
ТОП-10 Лучших растворов для линз Рейтинг 2020, рекомендации как выбрать для контактных линз
Лучшие растворы для линз на 2020 год Немалое количество людей с нарушениями зрения носят линзы. Чтобы процесс носки был комфортным,...
Adblock detector